четверг, 30 мая 2013 г.

Догоняя лето

Всякое сходство с реальными лицами не случайно.
Имена, события, диалоги реальны и не являются
плодом авторского воображения.

Долгожданный отпуск приближался. И если у Марины он начался еще за несколько дней до поездки, то мой заключительный рабочий день был накануне отъезда. Поскольку одна из неприятных вещей -- ожидание, то приближение законного отдыха было похоже на сверку часов. Причем, само предвкушение предстоящего делало эту сверку не cтолько мучительной, сколько  забавной. "До старта осталось 2 недели…, до старта осталось 2 дня…, до старта остались сутки…, до старта осталось 2 часа…Поехали!!!!!!"

Справедливости  ради отмечу, срок  у предвкушения на этот раз был куда больше, чем 2 недели, поскольку с местом отдыха, маршрутом и туристической компанией мы определились еще в апреле -- автобусный тур по странам Европы с отдыхом в Испании в сопровождении компании "Внешинтурист" (Вена-Венеция-Флоренция-Рим-отдых в Ллорете-Тулуза-Париж-Дрезден). Именно "Внешинтурист", поскольку с этой компанией мы уже ездили в подобные туры, и во впечатлениях наших больше было положительных моментов, чем отрицательных. Да, мы читали и отзывы на различных форумах (не всегда положительные), и разговаривали с другими туристами, и сами знали про многие недочеты, но, долго выбирая отдых, все-таки остановились на "Внешинтуристе". И именно на автобусном туре (ну вот нравится мне ехать в автобусе :-)

Он сказал "Поехали!"…

Итак, раннее воскресное утро, 29 августа 2010 года, автостанция "Дружная". Отъезд автобуса был перенесен на 1 час позже, из-за того, что кто-то из туристов ехал поездом из Москвы и к 5.30 не успевал. Это не стало неожиданностью, поскольку за день до отправления мы были предупреждены об этом. Места в автобусе мы бронировали заранее и с удовольствием на них разместились. Сразу же скажу про сам автобус -- голландский BOVA, 2002 года выпуска. Просторный (даже при моем росте 185 ноги в сидячем положении никуда не упирались), с отлично работающим кондиционером, с двумя ЖК-телевизорами. А еще по сравнению с другими автобусами наш был реально длиннее на пару метров (что нисколько не мешало нашим водителям виртуозно управлять своим лайнером на узких итальянских улочках).

Отдельного слова заслуживают польские водители! В Минске нас забирал Павел (позднее, на польской стороне присоединился Артур). Таких позитивных и профессиональных водителей я давно не видел. Практически до самого Рима они ехали без навигатора, четко знали куда повернуть, как проехать к отелям, где стать на стоянку (ну лишь один раз чуть сбились с пути, "потеряв" всего минут 15). И не зря я говорил о позитиве: уместные шутки, приятные лица, какая-то энергетика -- все это вызывало лишь положительные эмоции у туристов (а их в нашей группе было аж 52 человека).

Немного остановлюсь на гиде -- по дороге на отдых нас сопровождала Оксана. И пусть в ее рассказах не было увлекательности и захватывающих повествований (а у нас было с чем сравнивать!), зато все было четко, без лишних слов и суеты. На все вопросы туристов тут же давались ответы и комментарии (а вопросы были, ой, какие разные -- после предупреждения о том, что в галерею Питти нельзя брать бутылки с водой и колющие предметы, был задан потрясающий вопрос: "А магнитики можно?"…)… Расселение в гостиницах на транзите всегда было быстрым и безпроблемным. Всегда четко оговаривались сроки завтраков, отъездов, санитарных остановок (которые практически всегда также четко выполнялись. Лишь в Вене задержались на минут 5-7 из-за того, что две туристки чуть-чуть сбились с пути)…

Лирическое отступлении или притча о туристах.
Турист, опоздавший на 5 минут к отправлению автобуса, поет для всего автобуса. Турист, опоздавший на 10 минут, танцует для всего автобуса. Турист, опоздавший на 15 минут, танцует… на месте уехавшего автобуса.

Подъезжая к какому-либо городу, Оксана всегда давала информацию об этом городе. Причем, учитывались все предпочтения -- кому-то было интересно, в каком году была построена базилика или мост, а кого-то интересовал ассортимент вино-водочных отделов местных супермаркетов (к слову, гид была в теме -- о кьянти, о чинзано и о граппе все были в курсе : -).

Это к чему я?... Да, к тому, что на обратном пути с гидом-сопровождающей нам повезло значительно меньше… Но об этом чуть ниже…

Итак, мы поехали. Первые 360 км прошли в знакомстве с гидом, водителем, программой тура. Традиционная остановка перед Брестом на автозаправке "Лукойл" и вот уже государственная граница. "Пограничные хлопоты" (наша граница и польская) отняли всего 2 часа времени (спасибо тому же Павлу, который еще в Бресте сумел обогнать один туристический автобус и выиграл минимум минут 30).

Такой же традиционной была и первая остановка на польской стороне -- в 22 км от границы, комплекс "Паджеро" (там есть пару магазинчиков, можно перекусить, сходить в туалет (одним из самых актуальных на всем маршруте был вопрос о туалете: "Платный или бесплатный?"; на "Паджеро" туалеты бесплатные). И именно на "Паджеро" была выпита традиционная бутылочка пива, символизирующая начало заграничного отдыха, и сделана первая фотография. На стоянке к группе присоединился второй водитель -- Артур, с которым мы отправились в сторону Варшавы.

Варшава был пройдена спокойно и быстро. По пути к ночлегу было сделано еще несколько санитарных остановок, и к часам 11 вечера мы расселялись в отель в чешском городке Чешски Тешин. Как я говорил раньше, расселение прошло быстро, и через минут 15 мы уже с удовольствием пили чешское пиво, закусывая белорусской колбаской.

К жемчужине Дуная

Утром следующего дня, после завтрака наш путь лежал в Вену. Но прежде, мы увидели сказочный городок Экскалибур-Сити, расположенный на границе Чехия – Австрия (мы делали там санитарную остановку). Вот где чудо -- огромные драконы украшают вход в торговый центр (там, кстати, есть магазин FreeShop, где некоторые туристы успели купить и спиртное, и парфюм, и сладости), скульптуры рыцарей на лошадях и без, сказочные замки и персонажи, ресторан, размещенный в самолете… Эх, жаль времени было только 30 минут, а там можно гулять и гулять…

…Преодолев километров 200, под шум дождя мы въезжали в Вену. Но даже закончившийся к началу экскурсии дождь, судя по всему, свою роль на восприятия города сыграл. Скажу сразу, этот город нам понравился, но не впечатлил… Он по своему красив, величественен, но… Что стало тому причиной -- относительно неважная погода, количество времени, проведенное в этом городе, не очень качественная обзорная экскурсия -- сложно сказать. В любом случае, Вена нам показалась совсем не такой, как мы ее представляли по фильмам и отзывам. Назвать этот город "красавицей" не захотелось… Жемчужиной Дуная тоже (тем более, что Дунай мы так и не рассмотрели). Да, сложно рассмотреть красоту в таком ритме (ну, не даром же все называют подобные автобусные туры "галопом по Европам" -- в таком галопе многое просто проходит мимо).

Единственное, что удалось не только рассмотреть, но и увидеть практически по всех ракурсах -- это Моцарт. Он там везде -- на конфетах (ничего сверхъестественно вкусного, но как презент -- отлично!), на бутылках, на сувенирах, на кружках, на открытках, на шарфах, на фартуках, на рекламных растяжках и на улицах (люди в костюмах и париках предлагают билетики на какие-то мероприятия). К слову, мимо домика Моцарта нас тоже провели (как утверждал экскурсовод, в нем находится единственная, дошедшая до наших дней, квартира композитора и именно в этом месте он написал "Женитьбу Фигаро").

Лирическое отступление или вопрос о Моцарте.
Вот интересно, великий композитор родился в Зальцбурге. Если в Вене такое количество Моцарт-символики, то что творится на родине музыкального гения?...

Стоит отметить, что конкуренцию Моцарту может составить символика с изображением императрицы Сиси, но все-таки ее значительно меньше…

Так называемый "венский минимум" мы практически выполнили -- отведав венского шницеля (действительно, было вкусно; а может просто были голодными?), выпили по чашке венского кофе вместе со штруделем. А вот легендарный торт "Захер" отведать не удалось. Решив, что на это раз "Захер" -- на … (рифму подбирайте сами :-), мы решили отложить это гастрономический изыск на следующий раз. Быть может именно тогда удастся не только полакомиться, но и оценить Вену по настоящему.

Сделав пару десятков фотографий и купив сувениры, мы снова заняли свои места в автобусе, чтобы через несколько сотен километров устраиваться на ночлег в уютном отеле городка Тарвизио, расположенного в итальянских Альпах.

Водное очарование

Солнечное утро поднимало настроение, завтрак настроение улучшал, а предвкушение свидания с Венецией выводило на первый план вопрос: "Ну, когда же?". Ждать оставалось совсем немного -- километров 200 на юг Италии через перевал Тарвизио (он назван точно так же как и городок, в котором мы ночевали) мы проехали почти за 3 часа. И вот уже автобус везет нас по четырехкилометровому мосту Ponte della Liberta (мост Свободы). Еще практически ничего не видно, кроме проплывающих катеров и лодок, но какой-то необъяснимый дух витает в автобусе…

Погрузившись на кораблик (по-моему, он называется вапоретто) мы в течении получаса любовались открывающимися видами, проплывающим водным транспортом и, конечно же, фотографировались на их фоне.

Первым пунктом пребывания в Венеции был мини-завод по производству знаменитого Муранского стекла -- мастерская, где мастер на наших глазах сделал фигурку то ли лошади, то ли оленя, рассказ о муранском стекле и масках и, конечно же, магазин с продукцией стеклодувов.

Лирическое отступление или пару слов о венецианском стекле
Знаменитое венецианское стекло производится на острове Мурано (отсюда и название). Именно там находятся основные мастерские. То, что мы увидели в самой Венеции -- лишь мини-заводик специально для туристов. Впрочем, даже там, глядя на изумительные образцы стеклодувного искусства, язык не поворачивается назвать эти  изделия «стекляшками». Любая «стекляшка», вышедшая из-под руки мастера, сразу воспринимается как драгоценность .И стоимость таких изделий тому подтверждение.

Женскую часть нашей группы сложно было заставить пройти этот магазин по быстрому. Но нас с женой (и еще 10 человек) ждала прогулка на гондоле, поэтому магазин был покинут, и уже через 10 минут мы плыли по удивительным венецианским каналам…

Говорят, что на традиционной венецианской лодке катаются только туристы. И это действительно так, поскольку получасовая (ну может минут 40) прогулка достаточно внушительно "бьет" по кошельку -- 120 евро на шестерых (гондола в имеет только 6 посадочных мест), так что не наездишься… Но мы нисколько не жалели о деньгах. Удовольствие того стоит. Узкие каналы-улицы, в воде отражаются фасады домов и дворцов,  гондольер, который  раскачивает лодку и совершает движения веслом по специальной траектории... Все это придает прогулке какое-то особое очарование.

После прогулки мы около часа прогулялись по Венеция, очаровываясь ее уникальностью, наблюдая за проплывающими лодками, удивляясь красотой и величием Дворца дожей, площади Сан Марко и одноименным собором и колокольней… И уже тогда, еще не покинув этот город, нам уже хотелось снова вернуться сюда, чтобы еще раз насладиться сказочной красотой этого города-сказки…

После традиционной пешеходной экскурсии, которая продолжалась около 1,5 часа (и которую описывать смысл нет -- площадь Сан Марко и все вокруг, Гранд канал и мост Риальто, Мост вздохов и рассказ о гондольерах) мы снова спешили к причалу, где кораблик увозил нас к нашему автобусу…

Техническое отступление или как шагает прогресс.
Если в Вене обзорная экскурсия проходила традиционно, то уже в Венеции (а потом во Флоренции и Риме) мы пользовались наушниками. Очень удобная штука -- экскурсовод говорит себе тихонечко в микрофон, а ты все слышишь даже на значительном расстоянии. Можешь и головой крутить по сторонам, и фотографировать, и от группы отходить, не боясь потеряться. А если звук пропадает, значит, пора догонять группу.
К слову, удовольствие стоит 3 евро (на одну экскурсию).

Итак, полчаса водной прогулки, погрузка на автобус и через час мы "десантируемся" в Падуе. Экскурсия был дополнительной (15 или 20 европейских рублей с человека -- точно не помню). Этот итальянский город уже не так впечатлил (или венецианские мотивы за такой короткий срок не успели отпустить?), но тоже был по-своему интересен. Обзорная экскурсия тоже была стандартной -- Базилика Святого Антония, площадь Прато-делла-Валле с фонтаном и 78 статуями известных падуанцев и университет. Ну, и их известные трамваи, которые ездят по одной рельсине и в некоторых местах обходятся без проводов (на аккумуляторе).

Базилика Дель Санто впечатлила, причем не столько тем, что ее украшают фрески и скульптурные шедевры известных мастеров Средневековья, сколько историей про Антонио Падуанского (говорят, что сама базилика построена над останками этого  проповедника и чудотворца). По преданиям Антонио прославился свои красноречием, которое привлекало на его проповеди верующих со всей Италии. К тому же он обладал даром исцеления, который, как сказал нам экскурсовод, сохраняют по сей день останки Антонио (забальзамированные фрагменты тела Антонио -- небо, зубы и язык -- мы тоже увидели).

А падуанский университет примечателен был для нас еще и тем, что кроме читавших там некогда лекций Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Галилео Галилея, там еще в каком-то далеком году наш Франциск Скорина получил диплом доктора медицины (кстати, там и табличка соответствующая висит).

А она все падает…

Утром следующего дня после ночлега в отеле курортного итальянского городка Монтекатини Терме мы снова предались предвкушению. На этот раз нас ждало свидание с архитектурной достопримечательностью Италии  -- пизанской башней и, соответственно, городом Пизой. Это свидание тоже было внеплановым и поэтому продолжалось всего около трех часов.

Нам очень повезло, что в Пизу мы приехали относительно рано. Туристов практически не было и поэтому нам удалось сделать хорошие фотоснимки и башни, и Пизанского дуомского собора, и баптистерия Сан-Джовани. Ну и, конечно же, нас самих на этих фонах : -). Часовая экскурсия около башни и собора, затем прогулка к площади Рыцарей (Пьяцца Де Кавальери) -- вот, пожалуй, и все, что запомнилось… Да, и сама пизанская башня, которая, наверное, по популярности может поспорить с Эйфелевой. Кроме того, что на ее фоне фотографируются миллионы туристов, пытаясь либо поддержать ее, либо подтолкнуть (мы исключением не стали!), ее еще и продают в различных видах -- магнитики, кружки, статуэтки, картинки, тарелки…

…Через несколько часов мы уже высаживались во Флоренции. Неплохо пообедав в одном из ресторанчиков,  мы отправились на обзорную экскурсию. Смысла подробно описывать увиденное я не нахожу, лишь отмечу, что одного дня очень мало, чтобы увидеть этот город во всей красе. Но про формат "галопа" я уже упоминал, поэтому скажу лишь то, что очередной минимум, на этот раз флорентийский, мы посмотрели -- величественный Дуомский собор (собор Санта Мария дель Фьоре), Палаццо Веккьо и площадь делла Синьория, фонтан Нептуна и статую Давида. За бортом остались Галерея Уффици и Музеи палаццо Питти (если в первую было попросту не попасть, то во вторую мы не пошли, решив посвятить это время просто прогулке по городу)… Прогулка, в общем-то прошла тоже в достаточно ускоренном темпе, но краем глаза мы посмотрели на музей Данте, на домик в котором жил Микеланджело и на собор Санта-Кроче (площадь перед последним была заставлена сценой и трибунами; судя по всему, там должен был пройти какой-то концерт).

Лирическое отступление или монетка на удачу.
Есть во Флоренции знаменитый фонтан Porcellino (кабанчик). По традиции, надо загадать желание и положить монетку на язык кабанчику. Монетка выскользнет под его копыта, где находится решетка, и если упадет в узкие щелочки, то загаданное желание непременно сбудется. После этого следует поблагодарить кабанчика и потереть ему пятачок. Я проделал это в обратной последовательности -- потер пятачок, положил монетку, монетка в решетку попала. Интересно, желание сбудется?

А вот на предложения купить картину с изображением каких-то достопримечательностей, мы так и не поддались. Хотя многие из нашей группы приобретали сие шедевры. Причем, если первые покупки стоили 6-7 евро, то уже перед самым отъездом автобуса местные продавцы отдавали "холсты" по 2 европейских рубля…

Город, в который ведут все дороги

Следующим "программным" городом был Рим. Причем, не только он один. Самое маленькое государство в мире -- Ватикан -- тоже входило в программу очередного туристического дня. Переночевав в окрестностях итальянской столицы, утром нас ждал 20-минутный переезд на электричке в центр города. Сразу же по приезду, мы отправились на экскурсию в музеи Ватикана  (экскурсия, к слову, была дополнительной и облегчала кошелек туриста на 30 евро; отмечу, что лишь несколько человек отказались от экскурсии и, как мне кажется, многое потеряли).

Если сказать, что нам понравилось, это ничего не сказать. Если сказать, что мы были впечатлены, то это сказать лишь частично… Это, действительно, потрясающе! Невозможно словами описать красоту и величие самих музеев. На столь крошечной территории расположились баснословные исторические сокровища и бесценные произведения искусства -- галерея гобеленов, галерея географических карт, ватиканская библиотека, египетский музей, знаменитая Сикстинская капелла, Музей Кьярамонти (там столько  античных скульптур!), впечатляющий собор Святого Петра -- вот только малая часть того, что мы запомнили (а увидели еще меньше; я так думаю, что для того, чтобы просто ими полюбоваться нужен не один год J). Мы же провели в музеях всего за 2 часа, после чего нас отвели в сувенирный магазин, где были куплены сувениры, освященные самим Папой (во всяком случае, слова экскурсовода были приняты на веру -- как же по другому в этом святом месте?).

Час свободного времени, который отвели нам до обзорной экскурсии по Риму, мы провели в процессе съемки достопримечательностей Ватикана и обеда-перекуса на ступеньках колоннад, окружающих площадь святого Петра (к слову, жующих бутерброды на исторических местах там очень много)…

А далее -- знакомство с Римом. Городской автобус отвез нас за несколько остановок  от Ватикана (кстати, билет, купленный за 4 евро, действуют в Риме целый день и годятся для проезда на любом общественном транспорте -- автобусе, метро, электричке; нужно только при первой посадке его прокомпостировать (на билете отбивается время и дата)).

Экскурсия снова была "стандартной", быстрой и не очень запоминающейся. Несколько фонтанов -- самый известный фонтан Треви (и снова традиционные монетки, брошенные через плечо), не менее знаменитый фонтан Четырех Рек на Пьяцца Навона, фонтан на площади Венеции; несколько архитектурных достопримечательностей -- Пантеон, развалины Форума, арка Константина и, конечно же, Колизей (в который мы не пошли, решив посетить его в следующий раз; желание посетить это величественный город есть, и, надеемся, оно сбудется -- Риму нужно посвящать как минимум дня три).

Лирическое отступление или римское спасение от жажды.
Еще раньше, перед поездкой, блуждая в сети Интернет с надеждой отыскать интересную и полезную информацию, я неоднократно читал утверждения, что вода в римских фонтанах пригодна для питья, то самоличное употребление оной доказало справедливость этих слов. Причем, вода из фонтана показалось вкуснее купленной в супермаркете. И это очень спасало, поскольку необходимость таскать с собой полторашку с водой отпала, покупать воду тоже не нужно было (да и стоит она в Риме недешево). А воду можно набрать практически везде -- и в самих фонтанах, и из маленьких фонтанчиков, которые бьют прямо из стен (на них, кстати, и надписи есть  «aqua potabile» -- питьевая вода.

Закончив экскурсию у Колизея, группе было дано свободное время. Кто-то пошел в сам Колизей, кто-то пошел искать магазины. Ну, а мы снова отправились на поиски достопримечательностей. Поиски оказались достаточно успешными -- величественная площадь Венеции и расположенные на ней архитектурные сооружения не только порадовали глаз, но позволили сделать несколько отличных фотоснимков.

Затем мы пешочком (ну вот любим мы именно пешеходные передвижения) отправились к месту встречи группы на Пьяцца дель Пополо.  А поскольку времени до встречи еще оставалось достаточно, то мы опять-таки, внимая советам бывалых, не смогли себе отказать в удовольствии покушать римского мороженого (и это несмотря на то, что Марина жаловалась на больное горло). Мороженое было куплено и съедено именно с удовольствием!

Есть города в полосочку

И снова Монтекатини Терме приютил нашу группу на ночь (к слову, отель был уже другой, чуть поменьше). Автобус не смог подвезти нас к самому отелю, и нам пришлось около 500 метров идти пешком. Это была, пожалуй, самая большая неприятность в этом дне. Которая была скрашена утром следующего дня водителем Павлом. На вопрос "Павел, а где автобус?", водитель невозмутимо ответил: "Не знаю, сейчас схожу и поищу!"…

"Поиски" продолжались около 20 минут, и вот уже мы двигаемся к последнему итальянскому городу нашего маршрута -- Генуи. Еще до прибытия в этот город, мы уже знали (спасибо Оксане и Дмитрию Крылову), что это исторический приморский город и самый большой итальянский порт, что это родина Колумба и центр тяжелой промышленности и кораблестроения.

Скажу сразу, что знаменитый домик Колумба мы так и не увидели (хотя, как потом выяснилось уже по возвращении, до него было рукой подать от площади Феррари, на которую мы попали в ходе экскурсии). Но узкие переулки и улочки исторического центра вкупе с рассказами экскурсовода дали представление о столице области Лигурия. Хотя сама экскурсия прошла в привычном для нас темпе и стиле (я предпочитал не слушать, а смотреть и фотографировать), определенный интерес этот город у нас вызвал. Здесь сыграла роль и необычная архитектура (особенно запомнился рассказ о полосатых домах; количество полосок указывало на статус -- чем больше полосок, тем  богаче и важнее человек, который живет в этом доме (короче, чем полосатее, тем круче)), и копия каравеллы Колумба в натуральную величину, и фонтан на пьяцо Феррари, и здание самого старого в Италии банка.

Свободное время после обзорной экскурсии пролетело очень быстро. Его хватило лишь на десяток фотографий   в старом порту, посещения продуктового магазинчика и покупки традиционного магнитика. Еще осталось хорошее впечатление от города, в котором мы практически ничего и не увидели (это тоже уже выяснилось по возвращении, когда случайно забрел на сайт, посвященный Генуи). А  еще Генуя показался нам настоящим, интересным и неиспорченным туристами городом, в который мы еще когда-нибудь вернемся…

Лирическое отступление или коротко об Италии.
Впервые мы услышали об экскурсионке по Италии 3 года назад, когда были в подобном автобусном туре. Вот только тогда единственным итальянским городом в нашем путешествии был Милан. Но Италия была в рассказах нашей сопровождающей -- Александры, и, пожалуй, именно ее рассказы стали отправной точкой в выборе маршрута этого года. Отмечу, что мы ничуть не пожалели об этом. Более того, в списке городов, в которые хочется вернуться, появились новые -- Венеция, Рим, Генуя. Причем, вернутся хочется основательно и посвятить каждому городу более значительное время.

Автобус увозил нас из Генуи и мы прощались со страной трех "М" -- макароны, мафия и… маменькины сынки (по рассказам нашего гида). И если в первым "М" все понятно -- для итальянцев это национальное блюдо (все ведь знают, что у них есть общее название паста?), и они едят их каждый день (мы, кстати, тоже не удержались и прикупили несколько упаковок пасты для себя и в качестве подарков). То с двумя другими мы оказались знакомы лишь понаслышке. Про мафию мы знаем в основном только по фильмам (комиссару Катании привет!) и книгам, а про маменькиных сынков, которые долгое время не женятся и держатся за мамину юбку, мы узнали из рассказов гида.

А вот по нашему мнению, Италия – это страна многочисленных бесценных памятников архитектуры, красивейших городов, темпераментных и жизнелюбивых людей. И мы еще столько там не увидели! Поэтому мы просто говорили этой стране "До свидания!"

…Насыщенный экскурсионный день продолжался, поскольку на предложение нашего гида увидеть Ниццу и Монако, большинство туристов ответило утвердительно и это согласие стоило определенных денег, поскольку не было включено в программу тура. Если Ницца стоила всего по 5 евро с носа, то Монако оказалось в 4 раза дороже.

Впрочем, 5 евро оказалось именно той суммой, которую не жалко было отдать на 30-40 минут пребывания в Ницце. Несколько фотографий на красивейшем Лазурном побережье всегда будут говорить нам, что мы все-таки были в это городе. А шикарные яхты, стоящие в море (и также успешно запечатленные на фото- и видеокамеру), будут просто дразнить своей неприступностью.

Кстати, по дороге в Монако мы еще заехали на парфюмерную фабрику Fragonard, где 15-минутная экскурсия дополнилась посещением магазина (а для некоторых туристов и покупками парфюмерной продукции лично для нас с Мариной совершенно безызвестного бренда)…

…А вот княжество Монако нам понравилось! И если до этого недоступный мир солнца, праздника и роскоши жил только в нашем воображении, то теперь мы увидели это воочию. Поднявшись с паркинга на лифте, мы сразу же уткнулись в океанографический музей, основанный князем Монако Альбертом I и директором которого почти полвека был Жак Ив Кусто. Затем поднялись чуть выше на дворцовую площадь перед Княжеским дворцом. А внизу нам открылись такие виды!!!!  Если сами дома, несмотря на многоэтажность, были какими-то одинаково невзрачными, то стоящи в акватории яхты и катера вызывали такой восторг!...

Вернувшись к автобусу, мы проехали по участку трассы "Формулы-1", а затем отправились на экскурсию в город Монте-Карло (забавно говорить о нем, как о городе; население его всего около 3 тыс. человек). И, конечно же, всех интересовал он исключительно как центр игорного бизнеса. Вот уже где все пахнет деньгами!... Я таких шикарных автомобилей вообще никогда не видел. Даже на картинках. Какой-то необъяснимы дух азарта, денег, роскоши. Побродив вокруг одноименного казино, попускав слюни на автомобили, мы уныло побрели к автобусу, понимая, что в ближайшей лет 200 нам такой жизни не видать…. Хотя, с другой стороны, а надо ли?...

Страна корриды и фламенко

Заключительная транзитная ночевка прошла в сетевом французском отельчике, который запомнился хорошим и удобным номером, и очень скудным завтраком… Кроме традиционных круассанов и кофе на группу из 52 человек, 2 водителей и гида, на сервировочный столик было выложено около 10 кусочков тонконарезанной колбасы и столько же сыра. Впрочем, те, кому колбасы не досталось (а мы оказались в их числе), поворчав для приличия. Устремились в автобус, поскольку от свидания с Испанией нас отделяло всего около 300 км, и хотелось поскорей оказаться в Ллорет де Маре…

…И вот мы Ллорете! Разместившись в нашем отеле (отель Mercedes) и быстренько простирнув кое-какие вещи (почти неделя в пути!), мы устремились к долгожданному морю. На часах было около 15.00. Поскольку мы уже отдыхали в Ллорете, и именно в этом же отеле, все вокруг казалось таким привычным, знакомым, нашим… Путь от отеля до моря занимает всего около 5 минут (если идти быстро и не останавливаться возле многочисленных магазинчиков и лавочек) или может растянуться на часы (если пытаться совместить выход к морю с шоппингом). Оставив второй путь на потом, уже через 10 минут я опустился в объятия Средиземного моря… Температура воды была около +22 градусов, температура воздуха приближалась к +30…

Лирическое отступление или и о погоде.
С погодой нам повезло. Лишь только Вена и на обратном пути Дрезден были хмурыми (а в Дрездене вообще шел дождь). Уже в Италии столбик термометра показывал +23…+25. В Испании же первые дни сентябрьского отдыха дневная температура была у отметки +30, а ночи были всего на 8-10 градусов прохладнее. И поэтому кондиционер исправно охлаждал гостиничный номер как в дневное время, так и в ночное. В дальнейшем чуть "похолодало" -- среднесуточная температура воздуха опустилась на 2-3 градуса. С учетом того, что из Минска мы выезжали при +17 (а потом, как выяснилось, на родине было еще холоднее), а воспоминания о жарко изнуряющих летних месяцах в Беларуси были еще свежи, можно было с уверенностью и радостью говорить о том, что лето мы все-таки догнали!

Вечером традиционная приветственная речь хозяина отеля синьора Эрнесто еще раз подчеркнула, что мы приехали практически в родные места. Вот только синьор Эрнесто постарел (до этого мы видели его 3 года назад; тогда он еще выглядел этаким бодрячком, теперь же без палочки не ходит…). Но его речь со старательным подбором русских слов, была такой же доброжелательной и искренней. К слову, снова, как и 3 года назад, на каждом ужине хозяин отеля подходил к каждому столику и интересовался, все ли хорошо  у нас и нет ли каких проблем.

А проблем, действительно, не было. И если про погоду я уже говорил, то кратенько остановлюсь на питании. В отеле нас кормили завтраками и ужинами. И тот, и другой были достаточно плотными (шведский стол, кушай сколько влезет и еда никогда не кончается; кстати, именно на этом акцентировал свое внимание в приветственной речи хозяин отели. Причем, исходя из того, что столики в ресторане не очень большие и не стоит их сразу загромождать едой. Интересно было наблюдать за девушками, которые  чуть-чуть опоздали на встречу с синьором Эрнесто и этих слов его не слышали -- они сразу набирали полные тарелки еды, потом сразу же брали десерт и прочее, и на столе у них действительно было нагромождение…).

Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что большим кулинарным разнообразием приемы пищи не отличались, Но было очень вкусно! Один ужин традиционно отдавался каталонской кухне -- паэлья (люблю я это дело!) и разные салаты. Вот только особого восторга от каталонского десерта мы не испытали -- что-то похожее на желе со жженым сахаром. Зато, к сожалению, на этом вечере не было фруктов, которыми мы просто объедались в другие дни. Еще всегда на ужин на столе стояла бутылка вина на 4-х и бутылка воды. В последний вечер каждый побаловал себя еще и бокалом шампанского.

В целом же, если бы не наши активные передвижения, то за неделю пребывания на отдыхе запросто можно было бы набрать лишний вес.

Что же касается обеда, то иногда мы просто не обедали, а иногда (спасибо одному отзыву в Интернете) брали в супермаркете суп "Гаспачо" (gazpacho) и, приговорив литровый тетрапак с белым хлебом, были сыты и довольны.

…Поскольку пляжный отдых мы не очень любим, то море дарило нам свои объятия хоть и каждый день, но не очень надолго -- покупались, обсохли и вперед! Впереди же у нас была морская прогулка на катере в Тоссу де Мар (можно было бы и на автобусе по цене билета 3 евро туда-обратно, но мы предпочли именно корабликом за 15 евро; и ничуть не пожалели -- прекрасные виды, открывающиеся с борта оправдывают затраченные средства на все 100 процентов). В Тоссе объектом изучения, естественно,  стала старинная крепость. Почему "естественно"? Ну, во многом потому, что по большому счету смотреть там больше нечего. Побродив и пофотографировав в крепости, мы пошли на пляж, где провели около часа (времени хватило, чтобы поплавать и обсохнуть; вода, к слову, оказалась достаточно прохладной…). Потом мы немного прогулялись по самому городку и засобирались на обратный кораблик…

…Очередной день отдыха (ну, кто-то, возможно и отдыхал на пляжах, но наш отдых был очень активным) мы провели в Барселоне. Причем, проигнорировав завтрак, мы выехали из Ллорета в 7 утра. Ранний выезд принес свои дивиденды -- в Барселоне мы уже были около 9 часов. Прогулявшись по практически пустой утренней Рамбла (ну просто не в ту строну мы пошли с плаца Каталана), мы направились в Собору святого Семейства. Отмечу, что на этот раз впечатления от этого грандиозного творения Гауди были менее эмоциональные, чем в первый раз. Вспоминая наше первое свидание с собором, мы сами себе в этом признались -- да, впечатляет, да, грандиозно,… но не так остро, не так захватывающе…

Далее наш путь лежал к еще одному творению великого архитектора -- парку Гуэль. Причем, что для нас не удивительно, мы отправились туда пешком. Слушая по дороге кричащих попугайчиков и зайдя в одну из многочисленных кафешек, чтобы выпить кофе (и посетить туалет), через часа полтора мы были у знаменитого парка. И поскольку парк этот мы видели впервые, то эмоции наши были куда сильнее, чем у Собора Святого Семейства. Описывать красоты  парка я не буду. Это просто нужно видеть -- и своды, и арки, и дорожки, и домики, и причудливые скамейки, и крест, и раскинувшаяся внизу  Барселона!... И, конечно же, толпы туристов (впрочем, как и в любом другом месте)…

Время шло к обеду, и поэтому мы чуть прибавили ходу (скажу, что по парку Гуэль можно бродить целый день и смотреть, смотреть, смотреть…). Путь обратно был чуть легче (спускаться вниз все-таки, это вам не в гору забираться). Но поскольку у нас был еще запланирован шоппинг (который, к слову, мы таки и провели), плюс возвращение в Ллорет и незапланированный марш-бросок от автобуса на ужин (электричка чуть задержалась и автобус шел чуть медленнее, а на пропустить ужин наши желудки не могли позволить), вечером этого дня мы были похожи на выжатый лимон… Но наши сердца согревала мысль о том, что впереди еще несколько дней на море.

Впрочем, и эти несколько дней не были посвящены лежанию на пляже (ну, разве что в бассейнах поплавали, которых в нашей гостинице было сразу 2). Предпоследний  день нашего отдыха прошел под флагом ботаника -- мы посетили сразу 3 ботанических сада. Первым пунктом этого дня были сады Святой Клотильды, находящиеся практически в самом Ллорет де Маре (пешком около получаса от отеля). Затем шел сад ботанический сад «Пинья де Роса» -- красивеший сад кактусов. И завершающим аккордом стал ботанический сад города Бланеса под названием Маримутра (как говорили, этот сад "круче" Никитского в Крыму. Как авторитетно заявила Марина, он не "круче", он просто другой). В очередной раз не буду описывать впечатления и красоты, поскольку даже восторженные слова не смогут дать ощущения красоты. Скажу лишь, что и эта наша ботаническая прогулка была пешеходной (ну, вот только обратный путь из Бланеса в Ллорет мы преодолели на автобусе)…

Последний день отдыха был расслабленным и спокойным. Пляж был в его программе, но, как и обычно, только для купания и маленькой фотосессии. Потом настал черед покупок сувениров, подарков и угощений, которые были успешно сделаны (и хорошо, что мы не отложили это мероприятие на день отъезда, потому что он совпал с национальным праздником Каталонии, и в это день супермаркеты были закрыты).

Лирическое отступление или несколько советов для экономных.
Продукты, спиртное, фрукты, воду, конфеты и прочие продукты мы покупали в супермаркете
Caprabo. Причем, всегда искали этикетку с надписью Eroski (это такая сеть магазинов; именно ей принадлежит это супермаркет). Все продукты с этим лейблом были дешевле, чем другие. Причем, на некоторые даже проводились акции -- если брать 2 упаковки, то платили как за 1 (об этом радостно предупреждали красные этикетки). Был еще один супермаркет, который назывался Dia (он был в двух шагах от отеля), так вот в нем были дешевые маслины. Также в супермаркетах были дешевле фрукты и бренди (единственное, я так и не нашел Fundador, пришлось взять Veterano; пробу пока не снимали). А вот сангрия оказалось не только дешевле, но и вкуснее (литр стоил чуть меньше евро). Еще стоит отметить, что качество испанского пива, на мой вкус, значительно выросло -- если 3 года назад я лишь раз употреблял хмельной напиток под названием San Miguel, то на этот раз несколько литров этой марки пива с удовольствием опускались в мой живот (также не прошли мимо и не испанские производители). Так вот пиво тоже выгоднее покупать в Caprabo (особенно, если брать сразу упаковку).

Заключительный день отдыха завершался ужином и бокалом шампанского от хозяина отеля (впрочем, об этом уже упоминалось). И, так сказать, на десерт был вечер фламенко — танцевально-музыкальное представление в Андалузском стиле. Красиво танцевали (и пели!) испанцы… Хотя, именно танцы нам понравились меньше, чем в предыдущий раз. Зато в это вечер на сцене блистал гитарист и танцор, отбивавший чечетку…
(отмечу, что это было не единственная шоу-программа на нашем отдыхе -- нас радовали и удивляли своими зажигательными танцами представители Бразилии (хотя, что-то слабо верится, что они были именно из страны диких обезьян…); хозяин отеля проводил своеобразную лотереи — Бинго, но мы на нее не ходили; и каждый вечер можно было посидеть в "Таверне" и послушать местного музыканта, который играл на синтезаторе и пел песни практически на всех языках мира J. Уж не знаю, как это звучало на французском и немецком языках, но тексты песен на русском без смеха слушать было сложно…)…

…Вечер походил к концу, также, как и завершался наш недельный отдых в Ллорет де Маре. Чемоданы были уже практически упакованы, и было немножко грустно, что мы покидаем этот маленький курортный городок в надежде еще когда-нибудь сюда вернуться… И, в очередной раз поддавшись суеверному порыву, утром следующего дня мы таки бросили монетку в ласковое Средиземное море.

"Прощание славянки" не звучало…

Выселение из номеров прошло четко по графику -- в 10.00 они должны быть освобождены, вещи были сгружены в камеру хранения (удобная штука, не нужно сидеть на чемоданах в ожидании автобуса) и туристы разбрелись по Ллорету. Судя по всему, у каждого еще оставались невыполненные дела. У нас же, благодаря четко выверенной тактике и стратегии особых дел не было, и мы отправились привычной дорогой к морю. Я уже говорил о национальном празднике Каталонии, но именно этим утром мы о нем еще не знали, и были не мало удивлены выстраивающимся на набережной палаткам с разнообразными товарами (начиная от одежды за 2-3 евро, заканчивая фруктами и овощами). А еще были какие-то народные умельцы (преимущественно пожилого возраста, которые что-то вязали/вышивали/плели). Поскольку традиционные сувениры и магнитики были куплены заранее, мы затоварились лишь вкуснейшими желтыми сливами и персиками. К тому же, как выяснилось чуть позже, нами любимый супермаркет был в этот день закрыт, а посему, добавив к своему багажу еще несколько бутылок с водой, мы поспешили к отелю, чтобы, забрав чемоданы, погрузится в автобус…

…Знакомство с автобусом, водителями и сопровождающим гидом получилось несколько скомканным и в некоторой степени это знакомство нас разочаровало… Отмечу лишь, что самым приятным было знакомство с автобусом -- Setra с удобными сидениями и достаточным расстоянием между последними. Гид Ирина встретила нас синяками и каким-то неопрятным видом. По поводу синяков было дано разъяснение, мол, накануне отъезда из Минска она попала в автоаварию, неопрятный же внешний вид сопровождал нашего экскурсовода неотступно до самого приезда в Минск.

Водители оказались нашими соотечественниками (хоть номера у автобуса были и латвийские), большего мы о них -- ни имен, ни кличек, ни паролей -- так и не узнали… Впрочем, вряд ли это каким-то образом сказалось бы на наше путешествие…(сразу же вспомнились водители, которые привезли нас на отдых; к слову, даже сейчас мы иногда с теплотой вспоминаем шутки-прибаутки Павла)…

Пожалуй, именно личности гида и водителей были эдакой ложкой дегтя в бочке меда нашего путешествия. Почему-то в большинстве случаев на вопросы туристов Ирина отвечала стандартной фразой "Откуда я знаю?" и как-то очень неприятно хихикала.

Подъезжая к очередному месту туристического маршрута, Ирина практически ничего не рассказывала, а просто ставила очередной диск с фильмом -- мол, смотрите сами (вот тут-то и приходилось сравнивать -- и с Оксаной, которая нас сопровождала на отдых, и с Александрой, которая своими увлекательными рассказами заставила заочно влюбиться в Италию еще 3 года назад, и других гидов, которые хоть что-то говорили),

Несколько высокомерный вид гида (мол, вы все тут лохи, я -- Наполеон), в некоторых моментах откровенное хамство и не владение ситуацией, вызывало у туристов негативные эмоции. А хамоватые водители подогревали эту ситуацию не только своими словами (ему кажется, что он шутит, а на самом деле говорит такие пошлости…), но и в некоторой степени непрофессионализмом. До сих пор удивляюсь, как можно при включенном навигаторе, который на вполне русском языке дает советы куда повернуть, при сидящем рядом втором водителе с бумажной картой, при достаточно информативных указателях на самой трассе умудриться не туда ехать?...

Но давайте я больше не буду о негативе -- позитива было куда больше, и даже некоторые неприятные моменты не могли при всем своем желании сделать наше путешествие менее интересным и увлекательным. Как бы там ни было, но в большей степени многое зависит от твоего личного настроя и некоей готовности к тому, что тебе может не повезти с гидом, автобусом, водителями, погодой и прочее... Поскольку это было наше не первое путешествие, то такая готовность у нас была -- мы просто старались не обращать на плохое внимание (ведь даже в плохом можно найти что-то забавное и периодически над этим посмеиваться…)

Итак, погрузились и поехали. Впереди нас ждала старинная крепость городка Каркассон, где мы были уже после нескольких часов езды. Именно в этой крепости-замке снимались знаменитые фильмы "Робин Гуд" с Кевином Костнером и "Жанна д'Арк" Люка Бессона. И именно здесь мы сами сняли пару десятков прекрасных фотографий. К слову, экскурсия в Каркассон был дополнительной, ее стоимость составила 15 евро с человека.

Лирическое отступление или что скрывается за дополнительной оплатой.
Я уже не в первый раз упоминаю про дополнительные экскурсии и их стоимость. Несколько удивляет так сказать, принципы этих экскурсий. Для примера, возьмем тот же Каркассон. В программе тура так и написано "Стоимость экскурсии 15 евро при минимальной группе 20 человек". Значит, если я правильно понимаю, итоговая стоимость экскурсии будет составлять 300 евро (и совершенно не важно, куда  пойдут эти деньги -- на оплату экскурсоводу, на стоимость бензина, на оплату стоянки для автобуса). Но если вдруг желающих оказывается не 20, а 30, тогда как? Итоговая  стоимость-то экскурсии не станет больше -- тех же 300 евро. А вот куда пойдут "лишние" 150 евро?...  И ведь таких дополнительных экскурсий у нас по программе было несколько. И тут даже разговор не о том, что "денег жалко". Просто интересно…
К слову, некоторые в нашей группе не платили деньги на допэкскурсии, но точно также смогли посмотреть и на Падую, и на Каркассон. Вот только с Пизой "прокол" получился -- высадив сдавших деньги, водители уехали за пару километров от города, и автобус простоял на какой-то свалке несколько часов…

Но вот Каркассон осмотрен (на все про все ушло чуть больше часа), и новый транзитный отель (из гостиничной сети Ibis) встречал нас уже около Тулузы.

"Розовый на рассвете, красный в полдень и бледно-пурпурный в сумерки"

Да, именно так говорят о Тулузе сами французы. Увы, в великолепии этой фразы мы так и не смогли убедиться. Пожалуй, именно в Тулузе была самая скомканная экскурсия. И даже несмотря на несколько увлекательных историй, прозвучавших из уст экскурсовода (дядечка лет 60-ти), нескольких храмов на нашем пути, мы так и не сумели оценить антураж и стильность этого французского города. Да, мы увидели несколько домов из розового кирпича -- они действительно красивы и неповторимы, но, увы, чего-то не хватило нам для того, чтобы оценить красоту этого южно-французского города. Может быть времени?..

К слову, о времени в Тулузе. Его там попросту у нас не было. Мы были в этом городе в воскресенье. А по словам нашего гида Ирины (еще один камешек в ее огород, хоть и обещал я не вспоминать негатив), в воскресенье в Тулузе закрыто все, даже продуктовые магазины и многое кафе. Но, отстояв свое право на свободное время (нам было выделено всего около получаса), мы с успехом нашли и работавшие магазины, и кафе, и даже несколько фотографий успели сделать… Через полчаса мы были готовы снова отправится в путь, но наш автобус, как оказалось, ждал нас совершенно в другом месте (что уже нас практически не удивило; все-все, больше не буду, честное слово J)… Покидали Тулузу мы в каких то противоречивых чувствах -- то ли чего ты было жалко, то ли чего то мы не поняли… И теперь, когда прошло уже больше месяца после возвращения, я понимаю, что действительно было жалко, что мы так и не увидели в полной красе четвертый по величине города Франции…

…Дорога к очередному транзитному отелю был достаточно длительной -- более 650 километров преодолел наш автобус, чтобы попасть в предместье Парижа Сен Дени, где мы провели ночь перед свиданием с французской столицей…

И все-таки осень. Ранняя осень в Париже…

День традиционно начался с завтрака, а продолжился пробками по дороге в сам Париж. Впрочем, преодолев около 11 километров за час с небольшим, мы уже спешили в самой высокой точке этого города -- району Монмартр и его белой базилике Сакре-Кёр. Отмечу, что на это раз мы отказались от дополнительной экскурсии и решили посмотреть Монмартр сами. И, судя по всему, абсолютно не прогадали. И раскинувшийся внизу Париж мы увидели, и в саму базилику зашли, и вокруг ее обошли, и художников увидели. А еще, с удивлением услышав знакомые слова, заметили паренька, который на чистейшем русском языке пел под гармошку.

Спустившись вниз и прогулявшись по бульвару Клиши, мы и еще несколько туристов более получаса ждали группу, которая "быстренько отправилась на организованную дополнительную экскурсию с русскоязычным экскурсоводом". Ожидание, впрочем, было не очень утомительным и позволило нам сделать несколько фотоснимком знаменитого кабаре "Мулен Руж" и близлежащих достопримечательностей.

Затем традиционная обзорная экскурсия по Парижу. В Париже мы не в первый раз и сразу думали проигнорировать обзорку. Но передумали, и ничуть потом не пожалели -- экскурсия был автобусной, и экскурсовод Евгений был убедителен и интересен. К тому же, некоторые исторические  места мы увидели впервые.

Два часа в автобусе пролетели незаметно. Высадив нас на Риволи, автобус уехал на площадку перед Эйфелевой башней, где ему предстояло 9 часов отстоятся. Мы же, плотно покушав в self-service на Риволи, 206, отправились бродить по Парижу по собственному маршруту. И снова, как и принято у настоящих туристов, мы полностью полагались на свои 2 ноги. Ноги привели нас к Лувру, затем, прогулявшись вдоль Сены, мы прошли на остров Сите, где в очередной раз насладились великолепием Собора Парижской богоматери.

Пройдя набережной Вольтера, мы нашли домик, где жил и умер один из крупнейших французских философов (фото соответствующей таблички появилось в нашей фототеке), а также сделали такое же фото домика (и таблички!) в котором жил знаменитый Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (и вовсе это не выдуманный герой).

Далее наш пешеходный маршрут лежал через музей Д'Орсе (который был закрыт, поскольку в понедельник многие музеи в Париже не работают), мост Александра III и Дом Инвалидов. На закуску мы оставили себе статую Свободы, которая  стоит на узкой полоске Лебединого острова на Сене.

Ноги гудели, усталость накапливалась, но ощущение радости от свидания с Парижем не проходило. Посидев немного у фонтанов на площади Трокадеро и полюбовавшись на Эйфелеву башню и снующие толпы туристов (и не менее значимые толпы торговцев сувенирами-башенками, которых с любовью зовут Максимками), мы нашли еще в себе силы (на это раз, действительно последние!), чтобы прогуляться к Елисейским Полям и вернутся снова к творению Эйфеля. И еще раз, на это раз уже в темноте, полюбоваться на светящуюся башню -- красиво!

Лирическое отступление или… а просто лирическое отступление.
Устав бродить по улицам Парижа,
На Трокадеро отдохнуть присев,
Мы попытались музыку услышать
В приятной теплой осени листве.

Она звучала словно в оправданье,
Мы ж на мгновенье просто онемели --
Париж так говорил нам "до свиданья!"…
…И две монетки в Сену улетели.

…Около 23.00 автобус увозил нас из Парижа. Впереди ждал ночной переезд (около 1000 километров) к Дрездену…

Под звуки дождя

На удивление, ночь прошла не очень напряжно. То ли действительно, автобус оказался покомфортнее, чем 3 года назад (тогда, вспоминаю, иногда ноги уж очень затекали), то ли уставшие после прогулки по Парижу, на некоторые неудобства мы не обращали внимания. Приведя себя в порядок (умылись, побрились, почистили зубки) на одной из заправок, около 12.00 мы под шум непрекращающегося дождя въехали в Дрезден -- последний город нашей экскурсионной программы. Дождь не переставал и во время обзорной экскурсии, и во многом по его вине мы не смогли увидеть столицу Саксонии во всей красе. Экскурсия длилась чуть более часа. Но и в этот час мы смогли увидеть и ворота Георга (напротив входа в Дрезденский собор), и так называемый "Балкон Европы", и Кафедральный собор. Стоит отметить, что даже дождь не помешал увидеть величие дворцового ансамбля Цвингер, где расположено множество музеев (и знаменитая Дрезденская картинная галерея в том числе).

В картинную галерею идти туристы не захотели, и поэтому оставшиеся 3 часа пребывания в немецком городе были посвящены галерее товаров и услуг -- шоппингу. Шоппинг, к слову, получился средненький, так как проходил в одном из торговых центров (что-то похожее на минский "Паркинг" или "Зеркало"). Поскольку искать другую альтернативу в незнакомом городе не хотелось (да и во времени мы были ограничены), пришлось ограничиваться тем, что у нас было. Что не помешало затовариться косметикой Nivea и Florena, купить несколько кофточек, брючки, множество "прысмакаў" в виде кофе, конфет и печенья. Ну, и побаловать себя немецким пивом…

Слушая звуки дождя и впечатления от увиденного и купленного, мы уезжали из Дрездена… Практически всю дорогу дождь не прекращался, и под его сопровождение мы приехали на заключительный транзитный ночлег недалеко от немецко-польской границы (уже на польской стороне) -- отель "Невада".  Несмотря на усталость, практически все наши туристы отправились в гипермаркет, благо ценники на витринах (в пересчете на евро) приятно радовали глаз…

Весь следующий день мы провели в автобусе по дороге домой. Как и каждая дорога в сторону родных мест, она показалось короче (и это даже несмотря на пробки в Варшаве).

И вот она, госграница! Проход же границы в сторону дома оказался более длительным (вспомнились те 2 часа, за которые мы прошли эту процедуру, двигаясь в сторону Польши), но тем не менее, часа через 3 мы уже были на территории Беларуси… А еще через 5 часов уставшие, но довольные (мы дома!) высаживались на автостанции "Дружная"…

Подводя итог нашему путешествию, хочется отметить, что в этот раз оно было более насыщенным, более информативным и интересным. Каким же будет следующее -- покажет время!

Осень, 2010.

Итог… Эпилог… Постскриптум…

Этот отчет о нашем путешествии в большей степени написан для нас самих -- чтобы еще раз вспомнить о замечательном отдыхе (особенно, сейчас, когда первый октябрьский снег уже говорит о том, что скоро нужно ставить елку). Если же он будет кому-то интересен (или даже полезен), то я буду только рад.
Впечатления, эмоции и предположения в этом отчете тоже сугубо наши и могут отличаться от мнения других участников нашего путешествия.
Фотографии я тоже не вставляю, поскольку считаю, что изображения архитектурных (и каких либо других) достопримечательностей спокойно можно найти на бескрайних просторах Интернета. Причем, сделанных более качественно и профессионально. Отмечу лишь, что в нашем семейном фотоархиве стало почти на 1500 снимков больше (плюс еще 4 часа видео, которые мы до сих так до конца и не просмотрели).
Сразу же прошу прощения за возможные орфографические, грамматические, стилистические и какие-либо другие ошибки, поскольку все написано практически на одном дыхании и проверку проходило по диагонали.
Пользуясь случаем, хочу передать привет компании "Внешинтурист", гиду Оксане, водителям Павлу и Артуру, всем попутчикам нашего путешествия, синьору Эрнесто и его команде, бодренькому старичку, который в Барселоне подсказал нам как лучше добраться до парка Гуэль и всем тем, кто не мешал нам наслаждаться прекрасным отдыхом в Европе.
Если вдруг у кого-то возникнут вопросы, то отвечу на них, получив письмо на свой почтовый ящик -- yurasezen@gmail.com